Зарегистрирован: 15.11.2005 Сообщения: 677 Откуда: Москва Первомайская
Добавлено: Вт Май 19, 2009 11:16 Заголовок сообщения: Розничные сети
Как вы думаете, каковы перспективы развития розничных сетей в России с точки зрения фондового рынка? С одной стороны, рентабельность у них сумасшедшая, а с другой, сегодня они у нас чуть ли не главный тормоз развития агро-, аква- и т.п. промышленности.
Зарегистрирован: 24.04.2005 Сообщения: 1979 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Май 19, 2009 12:05 Заголовок сообщения: Re: Розничные сети
бобыль писал(а):
Как вы думаете, каковы перспективы развития розничных сетей в России с точки зрения фондового рынка? С одной стороны, рентабельность у них сумасшедшая, а с другой, сегодня они у нас чуть ли не главный тормоз развития агро-, аква- и т.п. промышленности.
Розничные сети балансируют на грани рентабельности. В 2007-2008 годах у "Магнита" (самая крупная сеть в России, наверное) рентабельность составляла 2-3%. Развитие происходило за счёт кредитов. Данных за 2009 года у меня нет, но не думаю, что сейчас показатели улучшились.
Почему сети являются тормозом для развития агропрома?
Аналитики неохотно дают прогнозы относительно роста потребления рыбы в России. Дело в том, что даже недорогие сорта рыбы доходят до прилавков с не самым приемлемым для потребителей ценником. Та же мойва, которая является самой дешевой рыбой, в Мурманске стоит 20 - 25 рублей за килограмм. Еще в 8 - 9 рублей обходится транспортировка, плюс 2 рубля за хранение. В итоге, у московских оптовиков, по данным Рыбного союза, норвежская мойва стоит 29 - 35 рублей за килограмм, российская от 29 до 31 рубля. А в столичных магазинах мороженная мойва продается уже по цене от 80 рублей за килограмм.
Тут написано "в столичных магазинах". Но наверняка читать следует "в розничных сетях".
Между прочим, там же написано: "сегодня россияне съедают по 12 кг [рыбы] в год на человека, а в СССР ели по 24 кг".
Не секрет, что производители, например сельхозтоваров, доплачивают торговым сетям за то, что они выставляют на прилавки их рыбу, мясо и соки. На языке менеджеров это называется бонусом, хотя больше похоже на банальный откат. Доля этих бонусов достигает 60% цены товара. То есть, грубо говоря, чтобы продать за 50 рублей пакет сока в магазине, нужно 25 - 27 рублей откатить торговцу.
- Договоры зачастую заключаются в ультимативной форме: либо вы идете на наши условия, либо ваш товар не будет продаваться вообще, - рассказывает Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС.
Сами торговцы не видят в системе бонусов ничего предосудительного.
- Бонусы удешевляют продукцию, потому что их выплачивают не за счет конечных потребителей, и магазины благодаря им могут снизить цену для покупателей, - доказывает Л. Хасис, руководитель компании «Х5», в которую входят сети супермаркетов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
Чиновника ФАС Т. Нижегородцева такая логика не убеждает, поэтому его ведомство приготовило целый ворох исков в арбитражные суды к продавцам, увлекающимся разнообразными накрутками.
Что же касается розничной наценки, то она порой достигает 45-60% от конечной цены товара. Например, по данным Национального союза производителей молока, стоимость сырого молока у производителей составляет от семи до четырнадцати рублей за литр, а на полках столичных магазинов литровый пакет молока продается уже по 36-40 руб.
Самый очевидный результат подобных рыночных диспропорций - стремительный рост цен на продовольственные товары, начавшийся больше года назад. Другой результат менее очевиден, но не менее серьезен. Политика торговых сетей приводит к выдавливанию с рынка, и, в конечном итоге, к разорению мелких региональных товаропроизводителей.
Предприниматели в регионах сетуют: федеральные, да и региональные сети просто не пускают их товары в свои магазины - доля местных товаров на полках сетевых супермаркетов во многих регионах не превышает 10%, предпочитая продукцию крупных поставщиков, с которыми у ритейлеров налажены отношения. Если местному поставщику и удается «пробиться», то он, как правило, оказывается не в состоянии выдержать кабальных условий, предлагаемых «сетевиками». Это и так называемый «входной билет» - плата за возможность выставить товар на полке супермаркета, и трехмесячная, а порой еще большая отсрочка платежа за поставленный товар, и обязательство поставщика в течение нескольких месяцев не менять цены на свой товар. Местным мелким и средним поставщикам остается идти со своим товаром на рынки или сворачивать производство, а потребителям наблюдать, как растут цены на полках магазинов.
По мнению главы антимонопольного ведомства, в настоящее время торговые сети занимаются дискриминационной практикой в отношении фермеров, отечественных товаропроизводителей, «они пользуются тем, что в России очень слаба товаропроизводящая система».
Он отметил, что представители ФАС насчитали 27 видов дискриминационных пунктов в договорах, которые торговые сети навязывают контрагентам. «Если ты договариваешься по такой-то цене продавать свой товар с одной сетью, то если ты продашь дешевле в другой сети, то ты должен первой сети доплатить разницу», - пояснил И.Артемьев. «Даже когда есть возможность дешевле продать свой товар, производитель лишен этой возможности, поскольку он тут же будет оштрафован торговой сетью. Это чисто антиконкурентная вещь», - уверен он.
Зарегистрирован: 24.04.2005 Сообщения: 1979 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Май 19, 2009 22:32 Заголовок сообщения:
Видимо, за счёт этих "бонусов" и "откатов" значительная часть денег оседает где-то на стороне и не участвует в формировании прибыли того юридического лица, акции которого торгуются на бирже и которое обязано раскрывать информацию о своей деятельности.
«Это должно быть, сегодня получается так, что сельское хозяйство кредитует торговлю,
когда получает средства за поставленную продукцию через 45–60–90, а то и более дней».